Конспект
статьи по теме "Российская политическая элита"
1.
Понятие политической элиты.
Политическая элита - определенная группа, слой
общества, которая концентрирует в своих руках государственную
власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном
это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными
функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие,
профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации
политических программ, в выработке стратегии общественного развития.
Политическая элита - это группа людей, обладающая
инструментами власти. Она имеет сложную структуру и внутренне
дифференцирована. Критерием для выделения основных видов политической
элиты является объем властных функций. На основе данного критерия
различаются следующие виды, или уровни, политической элиты:
высшая, средняя, административная.
-
Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических
руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной,
исполнительной и судебных ветвях власти (непосредственное
окружение президента, премьер - министра, спикера парламента,
руководители органов государственной власти, ведущих политической
партий, политических фракций в парламенте).
-
Средняя политическая элита формируется из огромного количества
выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов,
губернаторов, мєров, лидеров различных политических партий
и общественно-политических движений, руководителей избирательных
округов.
-
Административная элита (бюрократическая) - это высший слой
государственных служащих _чиновничества), знающих высшие
позиции в министерствах, департаментах и других органах
государственного управления.
2.Функции политической элиты.
-
Стратегическая функция - разработка стратегии и тактики
развития общества, определение политической программы действий.
Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные
потребности в радикальных переменах, в определении стратегического
направления общественного развития, в выработке концепции
назревших реформ. Стратегическая функция в полной мере может
быть реализована на высшем уровне политической элиты - парламентариями,
членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощника
президента.
-
Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление,
выражение и отражение в политических программах интересов
и потребностей различных социальных групп, а так же слоев
населения и реализацию их в практических действиях. Эта
функция включает в себя умение видеть особенности настроений
различных социальных общностей, быстро и точно реагировать
на изменения в общественном мнении по различным животрепещущим
вопросам.
-
Организаторская функция. Политическая элита во все времена
сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать
массы. Среди потенциальных политических элит наиболее эффективными
будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку
своих программ массами.
Выработанный стратегический курс воплощается в системе различных
политических мероприятий. К ним относятся:
- законодательные
(принятие законов и др. законодательных актов парламентом,
правительством);
- мобилизующие
(различные формы воздействие на общественное сознание, формирование
настроений, ценностных ориентаций людей);
- регулирующие
(распределение и перераспределение ресурсов материальных,
людских, финансовых);
- координирующие
(координация центральных и региональных действий);
- контролирующие;
3. Особенности политических элит в России
Говоря о российской властвующей политической элите, в первую
очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической
культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической
деятельности, политического сознания и поведения новой волны
"российских реформаторов", по природе и сущности своей
не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые
были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками.
Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказанным,
является то, что политическая культура складывается веками и
изменить ее за короткое время невозможно.
Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло
такой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками
либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует
ярко выраженная потребность в новом пути развития политических
отношений.
В данный момент в России государственная власть характеризуется
тремя основными признаками:
- первое - власть
неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать наследственная);
- второе - власть
полностью автономна, а также полностью неподконтрольна обществу;
- третье - традиционная
связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.
Именно под эти сущностные характеристики российской власти и
подгоняются принципы либеральной демократии, которая превращается
в свою полную противоположность. На текущий момент центральная
проблема российской политической системы - это реализация власти
(в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический
опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает
одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой
конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти законодательной.
Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически
закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового
опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии
между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение
и обеспечивает контроль общества над государственной властью.
4.
Структура политических элит в России
Политическая властвующая элита Российской Федерации состоит
из целого ряда группировок. При этом что характерно, мировоззренческие
основания этих групп особой роли не играют, в реальности они
выступают лишь идеологическим флером в политических дискуссиях.
Идеи же справедливости, государственного порядка, эффективности
власти разделяют все партии, что делает их выглядящими на одно
лицо и мало отличимыми друг от друга.
Современные властвующие политические элиты России состоят в
основном из следующих социально-политических групп:
1. бывшая партноменклатура (КПСС);
2. бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия);
3. бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;
4. бывшие комсомольские работники;
5. работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).
Признаки российской политической элиты:
-
деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных
главе исполнительной власти;
-
обязательность существования личной преданности главе, первому
лицу на любом уровне;
-
наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной
преданной командой;
-
тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение
госсобственности (приватизация);
-
обычна связь с организованной преступностью и непосредственное
лоббирование ее интересов.
В заключении необходимо отметить, что в нашей стране, политическая
элита (особенно властвующая) как социальная группа, воплощающая
в себе наиболее перспективные тенденции общественного развития,
отсутствует. В лучшем случае, нам приходиться иметь дело с "перекрашенной"
партийной номенклатурой, в худшем - с откровенно криминальными
субъектами, допущенными к власти. Это говорит о том, что процесс
смены старой элиты на подлинно демократическую обещает быть
длительным.
"Российские
вести", 28 октября 1998., № 79(1489)
Конспект
статьи
"Этапы элитной трансформации в России"
Название
периода |
Годы |
Содержание
периода |
I.Латентный
период |
1985- 1989 |
Постепенные
изменения общеполитического характера создают условия
для включения советской элиты (номенклатуры) в новые для
нее виды деятельности. Это - период так называемой комсомольской
экономики, кооперативного движения, первых оценок доли
теневого капитала в экономической сфере, ранних попыток
его легализации. |
II.
Период конверсии |
1989- 1991 |
Подготовленная
к переменам номенклатура активно участвует в создании
новых институциональных, экономических и политических
условий развития страны. Появление совершенно новых сфер
- публичной политики и бизнеса - открывает неизвестные
ранее каналы рекрутирования кадрового корпуса элиты (пополнение
элиты "людьми со стороны"), оформляется бизнес-элита.
Идет конвертация статуса номенклатуры в экономический
и политический капитал. Уходит в прошлое идеологическое
единство советской элиты, складываются противоборствующие
идеологические и политические лагеря. Следствием внутриэлитной
напряженности становятся события августа 1991 г. |
III.
Период конфронтации |
1991-1993 |
Интенсивная
политическая фрагментация, предпосылки которой были заложены
в предшествовавший период и которая была ускорена распадом
СССР. Развитию процесса фрагментации способствовали также
институциональный дизайн послеавгустовской государственной
системы и открытый переход к рынку (все главные экономические
реформы были проведены в этот период). Формируются главные
ветви элитной системы: администрация президента, правительство,
парламент, региональные элиты, бизнес-элита. Вместе с
тем растущая политическая фрагментация ведет к эскалации
напряженности между различными элитными группировками
как на федеральном, так и на местном уровнях. Декларативно
заданные демократические правила оказываются "лишними"
и постоянно нарушаются. Политический режим можно определить
как неконсолидированную демократию. Главная характеристика
периода - жесткая конфронтация. Происходит поляризация
сил, складывается новая конфигурация элитных группировок,
при которой в стратегически наиболее выгодном положении
оказывается коалиция, ориентирующаяся на администрацию
Президента. |
IV.
Период стабилизации |
1993-начало
1998 |
После силового введения новых правил игры устанавливается
новый расклад сил, не позволяющий ни одной из фракций
элиты занять доминирующее положение. Политический процесс
определяют две основные тенденции: 1)движение в сторону
"суперпрезидентской" республики, 2)стремление
к консолидации, о чем свидетельствуют события вокруг президентских
выборов 1996 г. ("семибанкирщина" и т. п.) и
консолидационные процессы на региональном уровне. Развитие
последней тенденции может стать основанием для использования
локальных "пактов" (часто строящихся на основе
негативного консенсуса), ведущих к стабилизации режима
без преодоления исходного конфликта. |
|