ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА.
План работы по составлению политико-психологического портрета лидера.

I. Анализ личности политического лидера:
II. Анализ характеристик последователей
III. Анализ отношений между лидером и его последователями
IV. Анализ контекста, ситуации

Личность политического лидера:

1. социальное происхождение
2. процесс социализации, образование
3. способы выдвижения
4. Я- концепция, представление о самом себе
5. мотивы, потребности, влияющие на политическое поведение
6. системы важнейших политических убеждений
7. стиль принятия политических решений
8. стиль межличностных отношений
9. устойчивости к стрессу
10. поведения лидера
11. биографический анализ
12. анализ эволюции его политической деятельности


ОБРАЗЦЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ЗАДАНИЯ

План работы с автобиографией политика
(на примере автобиографии А. Собчака "Хождение во власть")

Воспоминания из детства. Мечта стать учителем, позже - профессором, чувство голода, методы воспитания (ребенка не наказывали).

Социальное происхождение. Отец - железнодорожник, мать - бухгалтер. Семья отличалась внутренней интеллигентностью.

Особенности уклада жизни в детстве. Отца и мать никогда не называли на "ты" - только на "вы", что позволяло семье удержать ту необходимую дистанцию, без которой в тесноте быта личность могла бы просто раствориться в организме семьи.

Модель поведения в детстве. Никогда не дрался ногами или кулаками, в крайнем случае толкался, потому часто и утрачивал лидерство.

Образование. Из породы отличников, с отличием окончил Ленинградский университет по специальности юриспруденция. Аспирантура ЛГУ.

Книжные пристрастия. Любимые герои в детстве - Д`Артаньян, Ген Финн, Том Сойер. В зрелости - предпочтение античным авторам (Тацит, Плутарх, Цицерон).

Красноречивое высказывание, определяющее высшую цель. "Трудно быть юристом в неправовом государстве".

Принцип жизни. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей.

Отношение к политике. Политика - это трата накопленного, непополнение интеллектуального, нравственного, духовного капитала.

Идеология. Не антикоммунист, но антифашист.

Идея борьбы. Правовое государство.

Объекты борьбы (социальное зло). Номенклатура (олигархия), коррупция, отсутствие чувства хозяина (отсутствие собственности), слепое копирование Запада = Система.

Методы политической борьбы. У интеллигента, который решается на хождение во власть, должны быть обострены и совесть, и историческая память. Говорить только правду и только на равных.

Стратегия политической борьбы. Важно вовремя остановиться, когда отстаиваешь свои интересы.

Легенда о Собчаке в высших эталонах власти. "Человек Горбачева" (уже на I съезде Горбачев знает его по фамилии, в Китай ездили в одно время, Собчак смело и доступно излагает свои мысли - согласовывает речи с Горбачевым, генсек одобряет позицию Собчака по многим вопросам).

Отношение к действующему лидеру государства (Горбачеву). Уважение и гражданская благодарность за все, что он сделал для крушения казарменного социализма и ортодоксального марксизма.

Ярко выраженные симпатии. Андрей Дмитриевич Сахаров (пророк), Дмитрий Лихачев, Александр Яковлев.

Главная антипатия. Егор Кузьмич Лигачев.

Видение будущего. Демократическое правовое государство, реальная многопартийность, рынок.

Достижения. Победа на выборах в Верховный Совет СССР, работа в комиссии Верховного Совета СССР по расследованию событий 9 апреля 1989г. в городе Тбилиси, отмена ст. 6 Конституции СССР.

Поражения. Дело Гдляна и Иванова, позиция совмещения постов президента и генсека в период решения вопроса о выборах Президента СССР.

Мечты обыденной жизни. Мечты о книгах, научной работе, земных радостях, доступных русскому интеллигенту.

Задача книги. Сказать то, что не всегда удобно и даже невозможно высказать с парламентской трибуны.

Политико-психологический портрет Маргарет Тэтчер.

Социальное происхождение.
Дочь бакалейщика; отец: Альфред Робертс, один из семи сыновей сапожника, член городского совета, позднее мировой судья мать: дочь служащего на железнодорожной станции, швея

Социализация
1930-уроки фортепьяно
1935-выигрыш в поэтическом соревновании
Школа в Грантеме, Оксфордский университет (изучение органической химии. 1947-1951 -химик- исследователь
1953-курсы юриспруденции и экономики 1954 - 1957 -адвокатская практика

Способы выдвижения
Школа: примыкает к местному отделению консервативной паптии
1950 г. -впервые выставляет свою кандидатуру на выборы в парламент, но терпит неудачу.
1959 -избрание в парламент
1961 - 1964 -пост младшего министра по пенсионному обеспече-нию и социальному страхованию в правительстве г. Макмиллана
1970 - 1974-министр образования
февраль 1975 - лидер консервативной партии
1979 - 1990 премьер - министр

Анализ биографии
Родилась 13 октября 1925 г., городок Грантем
1951 - замужество с бизнесменом Д. Тэтчер 1953- дети: два близнеца

Я-концепция
Психология аутсайдера; все будет замечательно, если ты не как "все", доктрина независимости

Поведение
Энергичность и огромная трудоспособность;

Система важнейших убеждений
"тэтчеризм" или "новый торизм"; "никогда не следовать за толпой, а вести ее за собой"; против "государства всеобщего благоденства"

Стиль межличностных убеждений
Умение подбирать людей для выполнения определенных задач" , кабинет: преимущественно люди со скромной родословной, сами пробившиеся к богатству и власти, стиль административного управления

Характер
Высшая превосходная степень энергичности, сильная, честная, упрямая, честолюбивая, невозмутимая, хладнокровная

Девиз
"Цель и направление", "Моя жизнь - это моя работа", "Я - лидер стаи"

"Тэтчер-милк" (похитительница молока); "кровавая женщина"; "железная леди"

Политико-психологический портрет Гитлера и Сталина
Адольф Гитлер.

Формирование личности.
В юношеские годы приобщился к идеям, ставшим основополагающими в его жизни и политической карьере: ненависть к евреям, либеральным демократам и "мещанскому" обществу, обязанность диктатора оберегать арийскую расу путем порабощения или уничтожения недочеловеков(сочинения Л. фон Либенфельса), идея "жизненного пространства" для Германии. Впоследствии отрывочные знания, почерпнутые из популярных философских, социологических, исторических трудов, а главное, из брошюр того далекого времени, и составили "философию" Гитлера.
По счастливому для Гитлера стечению обстоятельств, его идеи были восприняты Германией.
Причины для этого были следующие:

  • Поражение Германии в Первой мировой войне;
  • Революционные движения в стране;
  • Социальная нестабильность: инфляция, безработица, разруха;
  • Появление десятков милитаристских, реваншистских союзов, банд, шаек;
  • Недовольство народа;
  • Ненависть к Версальскому договору.

Гитлер озвучил проблемы и чаяния народа, получив, таким образом, его расположение и поддержку: он прошел путь от выступлений в пивных до партийных собраний Национал-социалистской рабочей партии.
Подготовка платформы для пути "наверх":

  • Постепенное избавление от основателей партии;
  • Получение поста первого председателя партии с диктаторскими полномочиями;
  • Опора на опыт военизированных организаций, возникших в Германии сразу после окончания войны;
  • Обретение известности путем антиправительственного выступления, именуемого "Пивной путч" Гитлера;
  • Окончательное становление политической программы ("Mein Kampf"), стержень которой составляли следующие требования: 1) восстановление мощи Германии путем объединения под единой государственной крышей всех немцев; 2) утверждение господства Германской империи в Европе, главным образом на востоке континента на славянских землях; 3) очищение германской территории от засоряющих ее "инородцев", прежде всего евреев; 4) ликвидация прогнившего парламентского режима, замена его соответствующей немецкому духу вертикальной иерархией, при которой воля народа олицетворяется в вожде, наделенном абсолютной властью; 5) освобождение народа от диктата мирового финансового капитала и всемерная поддержка мелкого и ремесленного производства, творчества лиц свободных профессий.
  • Регулярное проведение партийных "чисток", создание в 1926 году "партийного суда" УШЛА для борьбы с "крамолой".

В 1930-1933 годах в Германии шла ожесточенная борьба за голоса избирателей. Гитлер ни разу не получил абсолютного большинства голосов на выборах. Важным препятствием на его пути были чрезвычайно сильные партии рабочего класса - социал-демократическая и коммунистическая. Единственным способом прихода к власти нацисты видели в фальсификации выборов и создании, таким образом, видимости активной поддержки своей программы со стороны масс. 30 января 1933 года 86-летний президент Гинденбург назначил главу НСДАП Адольфа Гитлера рейхсканцлером Германии. Таким образом Гитлер стал фактическим правителем Германии.


Становление тоталитарного общества:

  • Контроль СМИ, недопущение критики нацизма (приказ президента "О защите немецкого народа");
  • Появление вспомогательных органов полиции: СА, СС и "Стальной шлем";
  • Уничтожение инакомыслия (приказ президента "Об охране народа и государства", указ президента "О предательстве"), создание "чрезвычайных судов", концлагерей, введение смертной казни;
  • Создание унитарного государства (Роспуск земельных парламентов кроме парламента Пруссии);
  • Установление однопартийной системы посредством роспуска остальных партий и уничтожение и аресты их участников, принятие закона "Об обеспечении единства партии и государства".
  • Попрание демократических прав и свобод: свободы печати, свободы совести, свободы передвижения, свободы стачек, собраний, демонстраций, свободы творчества;
  • Повсеместное внедрение идей национализма: "бойкот" еврейских граждан, граждан "неарийского происхождения", "не (истинно) немецких", принятие закона о лишении всех эмигрантов, коммунистов, социалистов, либералов, представителей интеллигенции германского гражданства;
  • Установление контроля в сфере экономики: постепенное лишение прав собственников, введение госкапитализма;
  • Милитаризация Германии (необходимо в кратчайший срок вооружить Германию до зубов), вложение капитала в тяжелую и оборонную промышленность;
  • Полное уничтожение оппозиционно настроенных элементов в высших эшелонах власти ("ночь длинных ножей");
  • Стремление к правовой, политической и социальной диктатуре;
  • Захватнические войны направленные на приобретение нового жизненного пространства и порабощение народов в качестве предпосылки и исходной базы для борьбы за мировое господство;
  • Создание культа личности, непререкаемость идей и мыслей фюрера.
Иосиф Сталин.

Формирование личности происходило на фоне незаслуженных побоев отца, что сделало его столь же суровым и бессердечным, каким был его отец. Поскольку люди, наделенные властью над другими благодаря своей силе или старшинству, представлялись ему похожими на отца, в нем скоро развилось чувство мстительности ко всем, кто мог иметь какую-либо власть над ним. Восторженное отношение и вера в него матери воспитали в нем "чувство победителя" и "уверенность в успехе" (Фрейд), он стал "твердым, энергичным и настойчивым". Полученное церковное воспитание сказалось на формировании идей о создании культа личности Ленина (отождествление с Богом; Мавзолей с гробом Ленина - нечто вроде Храма со святыми мощами), связанных с ним догм.

Политическая карьера.

  • В 1901 - 1902 гг. - член Тифлисского, Батумского комитетов РСДРП.
  • После 2-го съезда РСДРП (1903 г.) - большевик.
  • В декабре 1905 г. - делегат 1-й конференции РСДРП (Таммерфорс).
  • Участвовал в революции 1905 - 1907 гг.
  • Делегат 4 - 5 -го съездов РСДРП (1906 - 1907 гг.).
  • В 1907 - 1908 гг. - член Бакинского комитета РСДРП.
  • На пленуме ЦК после 6-й (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП (1912 г.) заочно кооптирован в ЦК и Русское бюро ЦК РСДРП.
  • После Февральской революции 1917 вернулся в Петроград. До приезда Ленина из эмиграции руководил деятельностью ЦК и Петербургского комитета большевиков.
  • С мая 1917 года - член Политбюро ЦК. Ввиду вынужденного ухода Ленина в подполье Сталин выступил на VI съезде партии с отчетным докладом ЦК. Участвовал в Октябрьском вооруженном восстании как член партийного центра по его руководству. После победы Октябрьской революции вошел в Совет народных комиссаров в качестве наркома по делам национальностей.
  • Участвовал в гражданской войне, зарекомендовав себя как руководителя-практика, умевшего брать на себя ответственность, принимать решения и добиваться их исполнения, чем завоевал себе популярность.
  • На VIII съезде партии он был избран членом Политбюро и Оргбюро. По предложению Ленина Сталин назначается народным комиссаром государственного контроля (с 1920 г. - нарком рабоче-крестьянской инспекции).
  • В апреле 1922 года Пленум ЦК РКП(б) избрал Сталина Генеральным секретарем ЦК партии. В этой должности ему выпала сложная и ответственная обязанность - возглавлять политическое и хозяйственное руководство страной во время болезни и после смерти Владимира Ильича Ленина.


Вехи на пути к власти:

  • 1917 г. - в результате численного роста партии - среди десятка наиболее влиятельных партийных руководителей; в числе пяти членов Военно-революционного центра.
  • X съезд партии - поражение троцкистов - избрание в ЦК сторонников Сталина: Ворошилова, Орджоникидзе, Куйбышева и Кирова - людей, более подходящих, чем их либеральные предшественники, для проведения провозглашенной съездом политики жесткой внутрипартийной дисциплины.
  • Продвижение Сталина в Секретариат предопределили итоги X съезда. Послесъездовская перетасовка Оргбюро сделала его бесспорно ведущей фигурой. Молотов прямо привлек его, как члена ЦК, контролирующего деятельность Агитпропа, к участию в делах Секретариата. Отныне весь вопрос сводился к официальному закреплению приобретенного Сталиным de facto контроля над партийной организацией.
  • Переизбрание ЦК на XI съезде - Сталина выбрали членом Секретариата и в знак признания старшинства в новом секретарском трио (остальными членами были Молотов и Куйбышев) присвоили ему титул Генерального секретаря. Таким путем он надежно завладел столь необходимой ему базой.
  • Начало создания личного аппарата как неформальной политической реальности внутри официального механизма. При отборе на выдвижение в партийной иерархии кандидатам предъявлялись определенные требования: личные дарования, энергия, преданность делу большевиков, а также одобрительное отношение к тому, как Генеральный секретарь управляет партией, полезность партийному аппарату Сталина.
  • Создание Сталиным культа личности Ленина после его смерти - создание двойного культа личности, при котором Ленин и Сталин (продолжатель его идей) как два прославляемых вождя оказывались неразрывно связанными с исторической судьбой русского коммунизма. Подготовка почвы для создания будущего культа второго вождя.

XIII съезд партии - оглашение завещания Ленина с критикой в адрес Сталина - ЦК не выполнил волю Ленина (результат ловких политических маневров Сталина среди членов руководящей группы) из-за боязни перед Троцким как наиболее вероятным кандидатом на пост Генерального секретаря. Сталин оставлен в занимаемой должно


     Designed by Gorbunov Ivan Лаврик Людмила Александровна
Hosted by uCoz