Конспект статьи по теме "Российская политическая элита"

1. Понятие политической элиты.

Политическая элита - определенная группа, слой общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития.
Политическая элита - это группа людей, обладающая инструментами власти. Она имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. На основе данного критерия различаются следующие виды, или уровни, политической элиты: высшая, средняя, административная.

  • Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер - министра, спикера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политической партий, политических фракций в парламенте).
  • Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мєров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.
  • Административная элита (бюрократическая) - это высший слой государственных служащих _чиновничества), знающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.


2.Функции политической элиты.

  • Стратегическая функция - разработка стратегии и тактики развития общества, определение политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении стратегического направления общественного развития, в выработке концепции назревших реформ. Стратегическая функция в полной мере может быть реализована на высшем уровне политической элиты - парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощника президента.
  • Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп, а так же слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение видеть особенности настроений различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным животрепещущим вопросам.
  • Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит наиболее эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами.

Выработанный стратегический курс воплощается в системе различных политических мероприятий. К ним относятся:

  • законодательные (принятие законов и др. законодательных актов парламентом, правительством);
  • мобилизующие (различные формы воздействие на общественное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей);
  • регулирующие (распределение и перераспределение ресурсов материальных, людских, финансовых);
  • координирующие (координация центральных и региональных действий);
  • контролирующие;


3. Особенности политических элит в России

Говоря о российской властвующей политической элите, в первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно.
Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.
В данный момент в России государственная власть характеризуется тремя основными признаками:

  • первое - власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать наследственная);
  • второе - власть полностью автономна, а также полностью неподконтрольна обществу;
  • третье - традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.

Именно под эти сущностные характеристики российской власти и подгоняются принципы либеральной демократии, которая превращается в свою полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы - это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.

4. Структура политических элит в России

Политическая властвующая элита Российской Федерации состоит из целого ряда группировок. При этом что характерно, мировоззренческие основания этих групп особой роли не играют, в реальности они выступают лишь идеологическим флером в политических дискуссиях. Идеи же справедливости, государственного порядка, эффективности власти разделяют все партии, что делает их выглядящими на одно лицо и мало отличимыми друг от друга.
Современные властвующие политические элиты России состоят в основном из следующих социально-политических групп:
1. бывшая партноменклатура (КПСС);
2. бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия);
3. бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;
4. бывшие комсомольские работники;
5. работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).

Признаки российской политической элиты:

  • деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти;
  • обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на любом уровне;
  • наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой;
  • тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение госсобственности (приватизация);
  • обычна связь с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов.

В заключении необходимо отметить, что в нашей стране, политическая элита (особенно властвующая) как социальная группа, воплощающая в себе наиболее перспективные тенденции общественного развития, отсутствует. В лучшем случае, нам приходиться иметь дело с "перекрашенной" партийной номенклатурой, в худшем - с откровенно криминальными субъектами, допущенными к власти. Это говорит о том, что процесс смены старой элиты на подлинно демократическую обещает быть длительным.

"Российские вести", 28 октября 1998., № 79(1489)

Конспект статьи
"Этапы элитной трансформации в России"

Название периода
Годы
Содержание периода
I.Латентный период 1985- 1989
Постепенные изменения общеполитического характера создают условия для включения советской элиты (номенклатуры) в новые для нее виды деятельности. Это - период так называемой комсомольской экономики, кооперативного движения, первых оценок доли теневого капитала в экономической сфере, ранних попыток его легализации.
II. Период конверсии 1989- 1991
Подготовленная к переменам номенклатура активно участвует в создании новых институциональных, экономических и политических условий развития страны. Появление совершенно новых сфер - публичной политики и бизнеса - открывает неизвестные ранее каналы рекрутирования кадрового корпуса элиты (пополнение элиты "людьми со стороны"), оформляется бизнес-элита. Идет конвертация статуса номенклатуры в экономический и политический капитал. Уходит в прошлое идеологическое единство советской элиты, складываются противоборствующие идеологические и политические лагеря. Следствием внутриэлитной напряженности становятся события августа 1991 г.
III. Период конфронтации 1991-1993
Интенсивная политическая фрагментация, предпосылки которой были заложены в предшествовавший период и которая была ускорена распадом СССР. Развитию процесса фрагментации способствовали также институциональный дизайн послеавгустовской государственной системы и открытый переход к рынку (все главные экономические реформы были проведены в этот период). Формируются главные ветви элитной системы: администрация президента, правительство, парламент, региональные элиты, бизнес-элита. Вместе с тем растущая политическая фрагментация ведет к эскалации напряженности между различными элитными группировками как на федеральном, так и на местном уровнях. Декларативно заданные демократические правила оказываются "лишними" и постоянно нарушаются. Политический режим можно определить как неконсолидированную демократию. Главная характеристика периода - жесткая конфронтация. Происходит поляризация сил, складывается новая конфигурация элитных группировок, при которой в стратегически наиболее выгодном положении оказывается коалиция, ориентирующаяся на администрацию Президента.
IV. Период стабилизации 1993-начало 1998
После силового введения новых правил игры устанавливается новый расклад сил, не позволяющий ни одной из фракций элиты занять доминирующее положение. Политический процесс определяют две основные тенденции: 1)движение в сторону "суперпрезидентской" республики, 2)стремление к консолидации, о чем свидетельствуют события вокруг президентских выборов 1996 г. ("семибанкирщина" и т. п.) и консолидационные процессы на региональном уровне. Развитие последней тенденции может стать основанием для использования локальных "пактов" (часто строящихся на основе негативного консенсуса), ведущих к стабилизации режима без преодоления исходного конфликта.


     Designed by Gorbunov Ivan Лаврик Людмила Александровна
Hosted by uCoz